Что такое LUFS?
Полное руководство по использованию
Вы когда-нибудь слушали трек, который внезапно становился громче без видимой причины, заставляя вас судорожно крутить регулятор громкости или лихорадочно искать кнопки наушников? Подобные перепады не только раздражают, но и могут негативно сказаться на восприятии музыки или любого другого аудиоконтента. К счастью, современные стандарты громкости, основанные на LUFS, позволяют свести резкие скачки к минимуму и сделать прослушивание максимально комфортным.

Что такое LUFS и почему они так важны?

LUFS (Loudness Units relative to Full Scale) — это единицы громкости, учитывающие как физиологические особенности человеческого слуха, так и истинную амплитуду аудиосигнала. В отличие от устаревших методов измерения, таких как RMS или пиковое значение, LUFS отражают именно то, как мы субъективно воспринимаем громкость. Разработка этого стандарта была вызвана необходимостью нормирования аудио во множестве сфер: от потоковых сервисов (Spotify, Apple Music и др.) до музыкального продакшена, кино и ТВ.

Ключевой момент использования LUFS в том, что два файла, замеренные на одном уровне LUFS, будут звучать приблизительно одинаково по громкости для слушателя. Это означает, что при случайном переключении с одной песни на другую или при переходе от рекламной заставки к фильму вам не придётся постоянно регулировать уровень выходного сигнала.

Как работают LUFS на практике?

В основе LUFS лежат кривые Флетчера-Мэнсона (или контуры равной громкости), описывающие, как человеческое ухо реагирует на разные частоты и громкости. Благодаря этому LUFS-метр может «взвешивать» сигналы по частотному диапазону примерно так же, как это делает наш слух.

Результат — более точная оценка «средней» громкости трека или аудиоэпизода. Поэтому во многих профессиональных программах (DAW и системах измерения) вы найдёте специальные LUFS-метры, которые будут показывать мгновенные, кратковременные и интегрированные значения громкости. Эти показания помогают звукоинженерам и продюсерам добиваться целевого уровня, рекомендуемого разными платформами.

LUFS и потоковые сервисы

Многие стриминговые площадки устанавливают собственные рекомендации и методы нормализации громкости. Например, Spotify ориентируется в среднем на уровень около -14 LUFS, тогда как YouTube может балансировать около -13…-14 LUFS, а некоторые другие платформы могут иметь чуть другие целевые значения. Цель у всех одна — гарантировать, что пользователь, переключаясь между композициями разных исполнителей, не захочет отбросить наушники от слишком громкого вступления или, наоборот, не начнёт судорожно повышать громкость при слишком тихих моментах.

При подготовке трека к мастерингу стоит учитывать целевые LUFS той платформы, на которую вы ориентируетесь. Если вы не уложитесь в рамки нормализации, сервис самостоятельно «подтянет» или «срежет» громкость до нужного показателя, что может повлиять на общее звучание.

LUFS против RMS

Хотя RMS продолжает активно применяться (например, в Ableton Live светло-зелёный столбец показывает средний уровень сигнала), он не учитывает особенности восприятия человеком разных частот или громкостей. RMS — это скорее математическое среднее энергии сигнала, тогда как LUFS больше фокусируются на том, что слышит человек.

Таким образом, RMS может быть полезен для базового мониторинга уровня и динамики, однако для более точного и «человекоцентрического» подхода в приоритете обычно находятся именно показания LUFS.

Практические советы по использованию LUFS

1. Используйте соответствующие плагины и метрические инструменты. Большинство профессиональных DAW имеют встроенные LUFS-метры или позволяют подключать внешние инструменты (плагины от iZotope, Waves, Youlean, MeterPlugs и др.).


2. Ориентируйтесь на платформу. Если ваш трек будет заливаться на Spotify, проверьте рекомендации по целевому уровню громкости — обычно он колеблется в диапазоне -14…-16 LUFS (интегрированных).

3. Следите за динамическим диапазоном. Не стремитесь только к «громче». Слишком высокое значение интегрированных LUFS может означать чрезмерную компрессию и ограничение динамики трека, что ухудшит общее впечатление от музыки.

4. Сохраните мастер-версию без нормализации. Если вы делаете мастеринг под конкретную платформу, не забудьте сохранить и незатронутый вариант на случай, если кому-то (или вам самим) понадобятся другие настройки в будущем.

Заключение

Стандарт LUFS стал настоящей «золотой серединой» в вопросах точности измерения громкости. Он избавляет от резких скачков при проигрывании музыки и обеспечивает согласованность аудиоматериалов на различных площадках. Любой продюсер, инженер или даже любитель, работающий со звуком, должен понимать, как работают LUFS, чтобы создавать по-настоящему качественные миксы и мастеры.

Если вы только начинаете разбираться в LUFS, рекомендуем послушать свои миксы и обратить внимание, кажется ли вам, что соседние треки звучат уравновешенно по уровню. Попробуйте провести несколько экспериментов с целевыми значениями LUFS и посмотрите, как это повлияет на конечный результат. В долгосрочной перспективе именно понимание и грамотное использование LUFS поможет вам и вашим слушателям наслаждаться музыкой без постоянных «скачков» в громкости.

Почему LUFS? Влияние частотного восприятия и динамики

Одно из ключевых различий между метриками LUFS и показаниями пикового либо среднеквадратичного уровня (RMS) заключается в учёте особенностей слухового восприятия. Человеческое ухо гораздо чувствительнее к частотам среднего диапазона, чем к низким. Поэтому при одинаковом объёме басовых и среднечастотных составляющих уровень RMS может быть весьма высоким, а интегрированный показатель LUFS ― сравнительно низким. Это происходит потому, что большая доля энергии, например, в области баса не столь заметна на слух, как в зоне средних частот (где звучат вокал, гитары, синтезаторы и многие другие ярко воспринимаемые инструменты).

Соответственно, микс с мощным низкочастотным «фундаментом» может казаться менее громким, несмотря на высокие значения RMS. В контексте LUFS это объясняется тем, что алгоритмы расчёта (в том числе ITU-R BS.1770) учитывают особенности кривой слуховой чувствительности (Fletcher-Munson), снижая вес низких (и высоких) частот по отношению к среднечастотному диапазону.

Типы LUFS: интегрированные, краткосрочные и мгновенные

При измерении LUFS профессиональные плагины и приборы отображают несколько показателей:

1. Интегрированный (Integrated LUFS)
Отражает общее (среднее) значение уровня громкости за определённый отрезок или за весь трек. В процессе мастеринга именно на интегрированный показатель обычно ориентируются для достижения требуемого среднего уровня.

2. Краткосрочный (Short-Term LUFS)
Анализирует громкость в пределах более короткого временного окна (обычно 3 сек.). Значения могут заметно отличаться между, к примеру, куплетом и припевом, особенно если трек имеет выраженный динамический переход.

3. Мгновенный (Momentary LUFS)


Это самое “быстрое” измерение, которое показывает текущую громкость буквально в режиме реального времени (обычно окно анализа около 400 мс). Оно полезно для наблюдения резких всплесков, но не даёт целостной картины громкости трека в целом.

Сведение и мастеринг: Тонкий баланс между громкостью и восприятием

Важно помнить, что в сведении и мастеринге речь идёт не только о достижении максимального уровня громкости. Профессиональный звукоинженер стремится к гармоничному балансу и адекватной динамике, чтобы трек оставался выразительным и «дышащим», соответствовал выбранному жанру и при этом хорошо воспринимался на разных устройствах и в разных акустических условиях.

Даже если есть цель получить высокий уровень громкости, следует учитывать:

1. Динамический диапазон: Сильно сжатые треки могут терять детализацию, что зачастую негативно сказывается на восприятии.

2. Частотный баланс: Отсутствие «воздуха» или, наоборот, избыток низких частот может приводить к взаимным перекрытиям инструментов и «вязкости» микса.

3. Человеческое ухо: Средние частоты играют ключевую роль в том, как мы субъективно оцениваем громкость трека.

---

Целевые показатели громкости LUFS для потоковых платформ

Современные потоковые сервисы используют различные алгоритмы нормализации, стремясь выровнять громкость треков в своём каталоге. Ниже приведены ориентировочные значения, к которым платформы могут приводить ваш трек:

Spotify: ~ -14 LUFS (если громкость выше, сервис понизит её до заданного уровня)

Apple Music: ~ -16 LUFS

Amazon Music: в диапазоне от -9 до -13 LUFS

YouTube: в диапазоне от -13 до -15 LUFS

Deezer: в промежутке от -14 до -16 LUFS

CD (традиционный мастеринг под физические носители): обычно около -9 LUFS

SoundCloud: примерно от -8 до -13 LUFS, в зависимости от качества исходного файла и алгоритма распознавания

Учитывая такой разброс, многие звукорежиссёры и продюсеры делают отдельные мастер-версии под каждую платформу либо выбирают универсальный подход, более гибкий для разных условий.

Типы LUFS: интегрированные, краткосрочные и мгновенные

При измерении LUFS профессиональные плагины и приборы отображают несколько показателей:

1. Интегрированный (Integrated LUFS)
Отражает общее (среднее) значение уровня громкости за определённый отрезок или за весь трек. В процессе мастеринга именно на интегрированный показатель обычно ориентируются для достижения требуемого среднего уровня.

2. Краткосрочный (Short-Term LUFS)
Анализирует громкость в пределах более короткого временного окна (обычно 3 сек.). Значения могут заметно отличаться между, к примеру, куплетом и припевом, особенно если трек имеет выраженный динамический переход.

3. Мгновенный (Momentary LUFS)


Это самое “быстрое” измерение, которое показывает текущую громкость буквально в режиме реального времени (обычно окно анализа около 400 мс). Оно полезно для наблюдения резких всплесков, но не даёт целостной картины громкости трека в целом.

«Войны громкости»: от гипертрофированной громкости к нормализации

История вопроса об уровнях мастеринга тесно связана с так называемыми «войнами громкости». До появления повсеместной нормализации на платформах было распространено мнение, что более громкая песня автоматически выглядит в выгодном свете при сравнении со спокойными или более тихими треками. Это приводило к тому, что материал «пережимался» — динамика сильно сокращалась, а итоговый звук, хоть и становился «громче», выходил за рамки естественного восприятия и утомлял слушателя.

С возникновением сервисов стриминга и активным внедрением нормализации (например, Spotify Normalization), переоценка громкости вызвала смещение приоритета в пользу сохранения динамического диапазона. Платформы начинают уравнивать треки по интегрируемому уровню LUFS, и искусственно «завышенный» микс в итоге может звучать тише после нормализации. Это стимулирует продюсеров и инженеров фокусироваться не столько на максимизации общего уровня, сколько на правильном звучании и соответствии музыкальному контексту.

Заключение

Сегодня грамотный инженер по сведению и мастерингу учитывает и требования различных стриминговых сервисов, и особенности восприятия человеческого слуха. Выстраивая оптимальный баланс, следует ориентироваться на:

Хорошую динамику, позволяющую треку «дышать» и передавать эмоции.

Чёткий частотный баланс, в котором не зашкаливают бас или яркие верха.

Уровни LUFS, влияющие на общее восприятие громкости и соответствие нормам потоковых платформ.

В результате такой комплексный подход обеспечивает максимально качественное звучание трека на любых устройствах, в разных условиях прослушивания и на различных цифровых платформах.


Made on
Tilda